«Еще по одной» / «Druk» (2020)
Томас Винтерберг
Есть такая интересная теория, которую предложил один скандинавский ученый. Будто бы с рождения у человека для постоянной удовлетворенности жизнью в крови не хватает половины промилле алкоголя. Следовательно, если выпивать пару бокалов вина в день, счастье будет круглосуточным, главное, не пить после восьми вечера.
Отмечая день рождения в ресторане, четверо друзей средних лет замечают, что один из них (Мадс Миккельсен) за последние годы семейной жизни довольно сильно изменился, дескать, пропал у него огонь в глазах и вообще скучный стал. Решение проблемы находится сразу же, все подписываются на эксперимент: употреблять недостающую порцию промилле в течении некоторого времени и наблюдать, что будет, а будет интересно, как показывают оценки критиков.
Если попытаться описать одним словом, чем же фильм так хорош? Душевно. Динамика картины неспешная, настроение меланхоличное, но при этом в скуку совсем не вводит. Потому что антураж и проблемы будут очень знакомы именно нашему зрителю, если чуть фон подправить и заменить язык, то будто снимали на родных просторах с твоими соседями в главных ролях. Здесь будто знакомые учителя средней школы с их понятными проблемами семейного человека и проблемы тех же подростков в школе; про кризисы разных возрастов; методы веселья и последствия. Холодное, отрешенное выражение лица утомленного жизнью Миккельсена - это вторая, если не самая важная часть всего фильма. Остальные актеры не то, что бы плохи, но бывший "Ганнибал" явно выделяется в кадре, он прямо таки отражает всю тщетность бытия и серьезность восточноевропейского характера. Непонятно даже, играет он или нет, но передает всю сложность, всю бренность жизни, обычной, не выдающейся и не плохой, а простой томительной жизни. Ну и финал, только ради него стоит потратить время на фильм. Лощенный голливудский «Ла-ла Ленд» ушел в забытье.
Алкоголю уделено достаточно много времени и не так, как в какой-нибудь комедии типа «Мальчишник в Вегасе», а как-то культурно, учителя все-таки и тут все же исследование какое никакое: с задачами, с фиксирующимися данными и переменными, но вот только с выводами не все ясно. Делать выводы — выпадает на долю зрителя, и отвечать на вопрос: — является ли алкоголь лекарством, обезболивающим средством повседневности или служит лишь усугублением всего того, от чего все мы бежим к очередной "торжественно" открытой бутылке?
Фильм заявлен как драма/комедия и вот драма здесь как основополагающий жанр. Посмеяться тоже получится, но юмор в фильме скорее такой эмоциональный выхлоп, скорее сдержанный взрослый — про понимание персонажа и сочувствие, он вытекает из самих ситуаций, а не специально расставленных шуток. Но, не смотря на все это, фильм оставляет скорее позитивный после себя шлейф, с долей грусти, но все же позитивный. Чему, конечно же, способствует финал.
В общем очень качественное европейское кино. Близкое нам по менталитету и духу. Наводящее на мысли, примерно на те, что и бокал вина в руках. Автор размышляет на вечно актуальную тему под интересным углом, не скатываясь в вязкую социальщину и удерживаясь от каких-то своих выводов. Цитируя Парацельса: «Всё есть яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза». Номинация на «Оскар 2021» подтверждает, что здесь есть на что посмотреть и над чем подумать.
#ннп #кино #Ещепоодной #Druk #Винтерберг #МадсМиккельсен